«Мы задолжали Кузбассу»

День в Кузбассе начался для первого вице-премьера России со спуска в шахту  «Талдинская-Западная–1». Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев познакомил его с работой диспетчерского пункта, затем глава региона и зампред правительства добрались на дизель-гидравлическом локомотиве до лавы 66-01. Там они пообщались с горняками из бригады Алексея Пфаферода. Вернувшись на поверхность, вице-премьер и губернатор пообедали в шахтерской столовой. Во время обеда Сергей Цивилев заявил, что ситуация в угольной отрасли трудная и Кузбассу нужна помощь федерального правительства.

«Вы видели, что шахтеры делают, в каких условиях работают. Это особенный народ: он все делает, даже больше, чем нужно, но он никогда за себя не просит. Вот это особенность такая в Кузбассе: никогда за себя не просят. Поэтому я сегодня от имени ребят представляю интересы всех жителей Кузбасса. Мы много делаем, Кузбасс очень много делает. Вы видели, как развивается угольная отрасль, как мы стараемся. Но ситуация сейчас настолько тяжелая, что нам нужна ваша помощь, поддержка правительства России», — сказал Сергей Цивилев.

«Мы задолжали Кузбассу»,  — сказал в ответ Андрей Белоусов и отметил, что настало время возвращать долги. «Мы должны сделать все, чтобы обеспечить шахтерам достойную жизнь и достойную зарплату — это связано сегодня, прежде всего, с вывозом угля в восточном направлении на экспорт. Главное, чтобы структура, которая добывает уголь, могла его вывезти и продать. Тогда у шахтеров будет зарплата, деньги на содержание семей, родителей», — сказал вице-премьер. Он пообещал, что Россия будет ускоренными темпами развивать железнодорожные магистрали дороги Сибири и Дальнего востока — БАМ и Транссиб — чтобы компании Кузбасса могли вывозить добытый уголь в Китай и другие страны Азии. Именно там сейчас самый большой спрос на российский уголь.

Продолжая разговор, Сергей Цивилев подчеркнул, что жителям региона нужно уверенное развитие угольной отрасли на десятки лет вперед. «У шахтеров растут дети и нужно определяться: куда их отправлять учиться, какую специальность они будут получать. Родители, конечно, хотят, чтобы дети пошли по их стопам. Но для этого им нужна уверенность, что их предприятие будет работать еще десятки лет — так что и сыну, и внуку хватит. Значит, нужно не только один год обеспечить вывоз угля, нужен вывоз угля на длительную перспективу», — сказал губернатор. Андрей Белоусов со своей стороны отметил, что президент России Владимир Путин ставит задачу к 2025 году обеспечить Кузбассу возможность вывозить в страны Азии не менее 195 млн тонн угля в год. Это 80% от общего объема добычи в 2019 году и такой объем экспорта  в страны Азии позволит отрасли уверенно развиваться.

Итоги поездки

Первый вице-премьер России провел в Кузбассе два совещания — о развитии угольной отрасли и о крупных инфраструктурных проектах, которые реализуются в регионах.
Было решено, что модернизация Восточного полигона РЖД (те самые Транссиб и БАМ) будет идти в особом приоритетном режиме — таком же, как при строительстве Крымского моста или олимпийских объектов в Сочи. Правительство России примет все необходимые решения до начала лета. «Полигон Восточный для вывоза угля мы приравниваем к Олимпиаде в Сочи и строительству Крымского моста»,  — подчеркнул Андрей Белоусов.

Чтобы уже сегодня улучшить ситуацию в угольной отрасли, Сергей Цивилев и генеральный директор «Российских железных дорог» Олег Белозеров подписали соглашение, по которому РЖД обязались до конца года вывезти на восток не менее 53 млн тонн кузбасского угля. «Соглашение даст угольщикам возможность планировать свою работу, в том числе, не создавая лишних запасов продукции. Соответственно, экономика предприятий будет улучшаться», — рассказал Олег Белозеров.

Еще одно важное решение касается строительства объездной дороги вокруг Кемерова. Новая трасса освободит центр города от транзитного транспорта — сейчас через столицу Кузбасса проезжают более 12 тысяч транзитных автомобилей в день, грузовики разбивают дороги, создают пробки и загрязняют воздух. Объездная дорога протяженностью более 47 км улучшит экологическую обстановку, в Кемерово появятся новые возможности для развития городской среды — пешеходных зон, объектов малого среднего бизнеса. Кузбасс за свои средства разработал и направил на экспертизу проектную документацию первого этапа строительства объездной дороги. В апреле будет готов проект второго этапа строительства. «Наша задача – постараться развернуть стройку обхода Кемерова в этом году», – подчеркнул на совещании Сергей Цивилев.

Андрей Белоусов поблагодарил губернатора Кузбасса за самостоятельно подготовленную регионом проектно-сметную документацию и подчеркнул, что дорога вокруг Кемерова  — приоритетный проект для включения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Министр транспорта России Евгений Дитрих сообщил, что федеральное дорожное агентство (Росавтодор) до конца года подготовит проект обоснования инвестиций, после чего займется заключением контрактов на проектирование и строительство трассы.

Губернатор также обратил внимание московских гостей на важнейшую для региона проблему  — расселение ветхого и аварийного жилья. «Это наш самый главный приоритет. План расселения расписан до 2024 года, но я бы сдвинул сроки, чтобы побыстрее наших жителей расселять. Наши строительные мощности готовы, площадки для застройки – все есть»,  — сказал Сергей Цивилев. Андрей Белоусов в ответ пообещал уделить этой проблеме особое внимание. «Очень тяжелая проблема, для Кузбасса особенно. Здесь огромные территории застроены очень старыми ветхими домами, которые надо заменять для того, чтобы люди могли жить. Я с вами полностью согласен. Все, что можно, надо сделать»,  — сказал первый вице-премьер России. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло предложил запустить в Кузбассе пилотный проект по улучшению жилищных условий людей и впоследствии распространить эту практику на другие регионы СФО и России.