История

Первые жители пришли на территорию нашего края десятки тысяч лет назад. Ученые археологи открыли много захоронений и несколько стоянок древних людей. Стоянки и захоронения найдены во многих районах и городах нашей области, в том числе и в Промышленновском районе. Такие раскопки были произведены и у нас, вокруг села Тарасово. Кто из нас не видел курганов вокруг Тарасово? Это были стоянки и погребения наших далеких предков. О многом рассказали раскопки этих стоянок.

Велика была роль огня для первобытного человека в его суровой жизни и для приготовления пищи, и для согревания в холодную пору, и для защиты от хищных зверей, и, наконец, для изготовления более совершенных для того времени орудий труда и оружия. Поэтому первобытные люди, которые пришли в наш край, уже умели добывать огонь. Они умели также изготовлять теплую одежду, строить жилища. Все это и позволило им жить в суровых природных условиях нашего края.

Главными занятиями наших отдаленных предков были охота и рыбная ловля. Они охотились на лося, оленя, сибирскую косулю, горного барана, дикую свинью, медведя и других животных, применяя основное оружие – лук и стрелы. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов и крючков. Пищу готовили на огне в горшках. Горшки делали руками из глины, а затем обжигали их на костре.

Наши предки в дальнейшем становятся непревзойденными мастерами по выплавке железа из руды и по изготовлению железных изделий. Они делали из железа самые разнообразные предметы домашнего обихода и военного снаряжения. Об этом свидетельствует в частности случайно раскопанный колхозниками курган под силосную яму между деревней Колтышино и селом Тарасово. Здесь найдены останки воина, захороненного вместе с конем. У воина замечательной отделки сабля, а конь захоронен взнузданным оригинальными самокованными удилами. Поэтому-то первые русские поселенцы совершенно справедливо назвали наш край Кузнецкой землей, а местное туземное население кузнецкими татарами. Поистине они были настоящими кузнецами, поразившими своим мастерством первых русских поселенцев.

Ранний период истории нашего села невозможно написать отдельно. Вероятнее всего, что первое поселение на территории нашего села возникло примерно в середине 60-х годов XVII века как ямская заезжая изба Тараса, как об этом ходит рассказ у нашего населения, несколько даже похожий на легенду. Основная гужевая трасса Западной Сибири – Томско-Кузнецкий тракт – требовала таких опорных пунктов, заезжих домов. Затем, по мере оживления движения, по мере роста связей окружного центра Кузнецка с губернским центом Томском, населенный пункт Тарасово рос, превратившись в конечном счете в большое село.

Из бесед с бывшими переселенцами достоверно, что в начале XX века Тарасово было небольшим селом, а средней по тому времени деревней домов 40-50, основной рост, расширение села происходит в период массового переселения сюда крестьян из Европейской России в 1907-1909 годах. Потом построили церковь на каменном фундаменте в березах, огородили. Если поп-батюшка умирал, то хоронили в церковной ограде. Там были похоронены отец Федор, Иван. Колокол церковный был большой, далеко было его слышно. А зимой, когда пурга и света не видать, звонили, чтобы путник ехал на звон, не заблудился. Тарасово стало обширным селом. Собирался в селе большой базар, даже китайцы привозили свой товар. В период столыпинского «великолепия и благополучия» жизни переселенцев показан в истории не только рассказами переселенцев нашего села, но и других окрестных деревень. Это сделано для того, чтобы, сличая рассказы, читатель смог сделать вывод о том, что столыпинское «великолепие и благополучие» не частный случай положения переселенцев только нашего села, а общее явление, определенная политика царизма, обеспечившая кулаков дешевой батрацкой рабочей силой из переселенцев. На фоне общего наше частное становится более выпуклым, более праведным, доказанным.